Художник Тихару Сиота

Японская художница Тихару Сиота известна на Западе как spider-woman. Этот ярлык достался ей за инсталляции, с виду напоминающие паучий кокон.

Инсталляция. Тихару Сиота

Инсталляция. Тихару Сиота

Не без помощи волонтеров Сиота опутывала прочными шерстяными нитями фасады старых домов, больничные койки и пустующие концертные залы ради одного – создать вселяющие ужас, но в то же время на удивление красивые художественные образы. Ее работы противоречивы. В них и тоска, и доля оптимизма. А иногда и ноты провокации. В инсталляции «Скрещенья» Сиота опирается на систему символов и знаков: белоснежное платье становится призрачной «оболочкой», черные нити, которые его обволакивают, – «путами страха».

Тихару Сиота

Тихару Сиота

В лондонской Hayward Gallery «Скрещенья» показывали подле инсталляции «Во время сна». Выставку сопровождал перформанс: десятки волонтеров забрались в паутину, чтобы переночевать внутри. Для удобства им были предложены кровати, тоже опутанные черными нитями. За происходящим наблюдали зрители. Сама Сиота, взяв на вооружение художественные методы своего учителя – Марины Абрамович, пыталась исследовать психологию бессознательного.

Телесные практики, к которым обращалась бабушка мирового перформанса, стали неотъемлемой составляющей ее работ.

Тихару Сиота

Тихару Сиота

В контексте выставки Hayward Gallery «Скрещенья» казались логическим продолжением работы «Во время сна». В «Манеже» инсталляцию показывали отдельно, на антресоли. Двери лифта открываются – и вы оказываетесь в гигантском коконе, парящем над Большим залом, который принимает фестиваль для гурманов Omnivore.

Тихару Сиота

Тихару Сиота

художница не раз прибегала к методу work-in-progress. Его суть заключается в том, что произведение создается в режиме реального времени – показ фильма осуществляется в процессе съемок, а выставка начинается тогда, когда еще не закончился монтаж.

Тихару Сиота

Тихару Сиота

В первые дни работы ее выставок можно было наблюдать, как создается «кокон». Зрелище не столько захватывающее, сколько непривычное. От будущих инсталляций зрителей обычно отделяет простая оградительная лента. Волонтеры на стремянках перевязывают нити. Казалось бы, рутина. Но так рождается очередной шедевр, который впоследствии демонтируют.