Даниил Дубровкин на митапе Unblock Art 23.05.2019

Daniel Doubrovkine | Unblock Art | May 2019 from Art Collecting on Vimeo.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

РАСШИФРОВКА

Добрый день! Я расскажу о технической инфраструктуре и разработке онлайн рынка Artsy.Net.

Есть разные разговоры о том, что технологии завоевывают компании, и есть утверждение инвестора Марка Андерсена (Andreessen Horowitz VC) о том, что программное обеспечение завоевывает мир. Что он имел ввиду?

Мы уже прошли 70 лет компьютерной революции. Первый электронный компьютер 1950 года. Микропроцессор Intel – 1971. World Wide Web – 1991. Интернет рос довольно быстро. Принтер – 2000. Масштабный рост Интернета – 2005. Компьютер “в кармане” – 2018. Это телефон. Ну а потом, с момента начала компьютерной революции, объем данных вырос во много раз. И вот, Big Data, AI, Machine Learning – тренд 2019. Но была компания еще в 1998 году, которая начала заниматься Big Data, да, это было очень рано. Что-то получалось, что-то не получалось: возможно, было просто недостаточно данных. Я думаю, что к 2025 году произойдет полная автоматизация. Представьте ситуацию на дороге. Вы едете в такси. Где-то на другой полосе дороги другой человек тоже едет в такси на другой скорости. Но между вами не будет барьера. Если захотите, сможете задать ему вопрос. Еще вы сможете поехать на такси без водителя. Это изменение произойдет очень быстро. Компаний, которые не участвовали в этой эволючии, в этом списке нет (см. слайд 4. – прим. организаторов). Если вы хотите узнать, как будут развиваться технологии, смотрите на самые большие бизнесы по капитализации, в частности на компании Apple и Amazon.Com, Microsoft. Самые большие и самые сильные. У компаний, которые не начали путь компьютерной революции, другие возможности. Не у всех получилось.

Но вспомним компанию Borders. В 2001 она продала решение по продаже книг в Интернете компании Amazon как нестратегический и неважный. В момент запуска этого решения в Borders полагали, что решение изменит книжный рынок. Сейчас Borders Group – известный международный ритейлер книг и музыки.

Или Netflix. “Netflix и RedBox не конкуренты и конкурентами не станут”, – утверждал Джим Кейс (Blockbuster), смеялся над авторами Netflix. Это было в 2008. Капитализация Blockbuster на тот момент составляла около 50 млн. долларов. Но через несколько лет рейтинги Blockbuster упали, в 2013 компания закрылась. Рост Netflix продолжался. К январю 2018 Netflix вырос до $100B market cap, сейчас это 59-я компания в US S&P 500. Обороты чуть меньше, чем у Comcast и Disney.

Компании, рост которых начался в этот период, заняли свои ниши. Linkedin – самый большой бизнес по найму профессионалов. Google – самый большой сервис по директ-маркетингу (смотрим на обороты по рекламе). Spotify – cамый большой музыкальный бизнес. Amazon – самый большой рынок. Tesla будет самым большим производителем автомобилей. Все эти компании технологические. Все эти компании разрабатывают собственное программное обеспечение.

Что происходит в мире искусства? С точки зрения этой эволюции. Искусство от мира технологий не отстает. Импрессионизм когда-то существовал без изобретений, без тюбиков для красок. У Уорхола не было фильтров, которые сейчас повторяют его идеи. Фотография? Я очень люблю фотографию. На слайде – модель фотоаппарата Nikon, которой пользовался 3 года. Линзе в фотоаппарате – 69 лет. Это инновация XX века. Сам фотоаппарат по сути – не фотоаппарат, а компьютер. Это инновация не менее важна, чем инновации в мобильном телефоне. Изменения? Они происходили у нас на глазах.

Вот список самых крупных компиний, которые занимаются искусством в Интернете (см. слайд 19 – примечание организаторов). Но таких компаний немало, некоторые работают ещё 1980 года. Вспомним первое партнерство Sotheby’s и eBay, это было в 2002 году. В 2006 году уже работал Chrisite’s Live, у Chrisite’s самый большой интернет-аукцион. Artspace заработал в 2010. Artsy официально запустился в 2012. Но компания существовала с 2010 года, я в ней работал с 2011.

Расскажу про Artsy. Artsy начался как The Art Genome Project. Это технология поиска, за которой стоят искусствоведы Artsy, начавшие заниматься искусством еще в школьные годы, они провели исследования, чтобы определить критерии, которые отличают и объединяют те или иные произведения искусства (например, тему – картина о любви). Основная цель – предоставить пользователям Artsy динамический поиск по категориям и объяснить сходство между художниками. В настоящее время в системе проекта более 1200 “генов”, атрибутов, характеристик произведений искусства. Эти “гены” – результат работы команды Artsy и их взаимодействия с музеями, галереями, кураторами, критиками и искусствоведами.

Как ранжируются произведения искусства? Эксперты смотрят на работы художников, начисляют ему баллы – от нуля до ста. Допустим, нужно определить, поп-арт это или нет. Эксперт смотрит, на 100 ли процентов это поп-арт или нет. Или о любви эта картина на 100% или нет. Руками обрабатывается информация. Алгоритмы компьютера “соединяют” эту информацию. Представьте ситуацию. Я куратор, хожу по музею, смотрю на картины, вижу кисти рук, отрисованные разными художниками. У каждого такого фрагмента – свои характеристики. Кураторы изучают работы, составляют коллекции, соответствующие тем или иным критериям. В Интернет – то же самое, только обрабатывается гораздо большее количество работ. Данные собираются и обрабатываются людьми. Art Genome их только соединяет. Над проектом Art Genome изначально работали от 5 до 10 историков искусства. Сейчас в Artsy – самый большой штат историков искусства среди порталов. Сейчас тысячи работ “проведены” через Art Genome. В день 1 историк искусства обрабатывает, наверное, около 10 работ. Art Genome постоянно меняется. Новые данные появляются – новые “гены” вводятся. Например, есть ген “русское искусство”, потом появляется “русское искусство XX века” или “современное русское искусство”. Эти категории соединяют работы. Как во многих e-commerce проектах. Самое главное – данные. А технология их соединит.

Проект состоит из двух основных частей: задание и определение характеристик, называемых “генами”, и применение этих “генов” к художникам и произведениям искусства – создание “геномов” для обоих – для сайта. В отличие от тегов, которые являются двоичными, “гены” применяются со значениями в диапазоне от 0 до 100. Значение указывает на степень значимости “гена” для художника или произведения искусства. Хотя эти генные ценности не видны пользователям, они определяют силу отношений между художниками и произведениями искусства.

Гены» дают различные возможности для знакомства и изучения художников и произведений искусства. Если пользователи ищут художника, они могут видеть “связанных” художников, а если они ищут произведение, они могут видеть “похожие” произведения. Гены также появляются на собственных страницах художников и служат основой для обзоров Artsy.

Art Genome предоставляет метаданные для результатов поиска на основе принципов поиска информации (TF / IDF) и представляет результаты в поисковом продукте, управляемом UX.

Проект много лет разрабатывали. Начинали с самого простого. В 2010 – PHP, JBoss, MySQL. В2011 – Ruby on Rails, MongoDB. В 2015 – Hadoop Spark. В 2019 – ElasticSearch. С ним можно за считанные минуты выбрать подходящие произведения искусства из множества, представленных на портале.

После того как Art Genome был запущен, мы начали сотрудничать с ярмаркой The Armory Show. Это ярмарка самая большая в мире. Мы поставили перед собой задачу стать онлайн-партнером. Работы художников галерей-участников появились в Интернете, их тысячи.Ярмарки Online – системы привлечение потенциальных клиентов в Интернете – Ruby on Rails, ObjC. После этого на Artsy сделали абонентскую услугу для галерей, которые заинтересованы в e-commerce. После внедрения услуги начали работать над благотварительными аукционами. Ставки онлайн – за две недели до начала аукциона. Также сделали специальный фрейм – проектор, который позволял наблюдать за аукционами.

Потом мы стали работать с коммерческими аукционами. Первый прошел в 2015 году. В прошлом году Artsy провел 400 аукционов, взял 5% с продаж, которые делались через Artsy. Сейчас можно зайти на Artsy и посмотреть, какие аукционы проводятся – теперь их много.

Нужно смотреть на информацию о художниках. Их работы могут посвяться на разных аукционах – Christie’s, Sotheby’s… Если вы интересуетесь определенным художником, вам приходит э-мейл, когда его работы появляются на аукционах. Я отслеживаю, где появляются работы художников, которые мне нрасятся – за 500 ли долларов, или цена растет на определенных аукционах. Это удобно и людям нравится. Стоит ли покупать или продавать? Когда? Это настоящий рынок по сути дела.

Artsy сейчас – самая большая арт-компания в Интернете. На портале более 3000 галерей, 80 ярмарок, 25 аукционных домов, 800 музеев.

Технология стала намного сложнее (см. слайд 28 – примечание организатора). Информация о ней открыта. Здесь все понятно. Мы не говорим, что наша технология передовая и особо интересная. Ничего такого. Но то что на Artsy есть, так это данные. Весь бизнес построен на данных. Это дашборд, который видит каждый человек, который работает в Artsy (см. слайд 30 – примечание организатора). Если вы продаете подписку галерее, то будете знать все о галерее, о работах художников, которых галерея сейчас выставляет, кто что смотрел, что где покупалось и почем. В Looker собираются данные и используются для разных целей. Art Market 1.0 полностью построен на программном обеспечении.

Код пишут люди. В Artsy они отличаются от других специалистов арт-компаний. Во-первых, весть менеджмент Artsy технический. Фаундер Artsy – computer science expert. Он математик. Менеджер по e-mail маркетингу – женщина, которая отвечала за IT в торговой компании. И т.д. Есть специалисты, которые пришли из Microsoft. Людей, которые занимаются искусством, тоже много. Например, директор Artsy Magazine когда-то писала об искусстве для New York Times много-много лет. У нас и технический менеджмент, и люди искусства. Это стоило очень дорого. Фаундеры подняли инвестиции – 101 млн. долларов за последние 9 лет. В команде 55 инженеров, PDDE. Их наработки стоят 7,5 млн. долларов в год.

Организован Artsy как стопроцентная компания e-commerce. Поскольку Artsy по сути – маркетплейс, там есть сторона продажная, есть сторона покупки. Есть онлайн-журнал – самый большой об искусстве, его читает более 1 000 000 чел. в месяц. Есть платформа и все, что связано с работой над данными. В каждой проектной команде – продакт-менежер, tech lead, инженеры, дизайнер. Люди совсем разные – одни продают подписку, другие пишут код. Они работают вместе, разделяют одни и те же ценности (см. слайд 34 – примечание организатора). Artsy – открытая компания. Известно все, куда и откуда поступают деньги, какой бизнес работает, какой не работает.

Artsy никогда не приглашал рекрутеров для поиска людей в команду. Ориентировались на людей, у которых широкий опыт и кругозор, кто способен выполнять много разных задач одновременно. Очень сильные специалисты. При найме – сначала разговор с топ-менеджером, к которому он идет в команду, затем – ниже по иерархии (проверка рекомендаций, переговоры о зарплате и пр.). Но сначала всегда профессиональное интервью.

Artsy ориентируется на дизайн мирового класса. Artsy показывается на Apple TV.

У Artsy открытый код (см. слайд 38). Каждый может смотреть, что делается. Данные – самое главное, они защищаются. А вот код может смотреть и копировать, чтобы использовать в своей работе, каждый. Это сделано для того, чтобы поддерживать хороший технический бренд и нанимать лучших лидеров.

Самое главное, Artsy – не дисраптор. Мы никогда не говорили, что меняем мир, что мы пытаемся что-то уничтожить, чтобы что-то создать. Мир искусства сам себя трансформирует. Радикальные изменения происходят очень медленно, а потом очень быстро.

Очень много компаний, которые хотят изменить мир искусства. Это только небольшой срез борда (см. слайд 41). Но их гораздо больше – агрегаторы, блокчейн-платформы и т.д.

Что показал опыт:

– Электронная коммерция это просто коммерция. Ничего особенного в ней нет. Люди что-то хотят купить, им нужно это показать.
– Цифровой маркетинг это просто маркетинг. Если человеку нужны, например, кроссовки, он их купит. Вопрос онлайн или оффлайн исчезает.
– Технология – это не просто решение проблемы, она создает возможности.
– Разработка программного обеспечения – это не IT.
– Создание программного обеспечения очень дорого, но важно.
– Важно инвестировать в программное обеспечение вокруг вашей основной компетенции и существующих процессов – Ключевое присутствие CIO, CTO,… на исполнительном уровне.