Амстердам вернет картину Кандинского после многолетних судебных тяжб

Картина с домами Василия Кандинского была похищено нацистами у семьи Левенштейнов и впоследствии приобретена на аукционе музеем в Амстердаме. В 2020 году суд решил не возвращать полотно наследникам потерпевших. Но в эту пятницу власти Амстердама заявили, что передадут картину Ливенштейнам.

Василий Кандинский. Картина с домами, 1909

Василий Кандинский. Картина с домами, 1909

Это решение положило конец многолетнему правовому спору по поводу картины, находящейся в коллекции Стеделийкского музея с 1940 года.

«картина с домами» (1909 г.) будет передана из городского музея стеделийк семье Ирмы Кляйн и Роберта Левенштейна. Пара владела ею до того, как нацисты оккупировали нидерланды во время Второй мировой войны в 1940 году. Картина ушла с молотка по цене ниже рыночной через пять месяцев после вторжения. При этом остался вопрос, а не могли ли организовать продажу сами Кляйн или Левенштейн.

«Это историческая несправедливость, которая исправляется», – сказал Саймон ван дер Слуис, адвокат, представляющий наследников. Ранее он заявлял, что продажа картины была осуществлена под принуждением.

В 2018 году голландский суд постановил, что, хотя картина не была конфискована перед публичной продажей в 1940 году, музей приобрел ее добросовестно, не зная о ее довоенной истории.

В прошлом году суд Амстердама оставил в силе решение голландского комитета по реституции от 2018 года о том, что Кандинский, которого Амстердам купил в 1940 году во время аукциона, может остаться в Стеделийке. По данным Times of Israel, картина оценивается в 22 миллиона долларов.

Решение вызвало общественную критику и привело к рассмотрению комиссией, учрежденной голландским министром культуры, известной как Комитет Констамма. Комитет рекомендовал голландским чиновникам, отвечающим за реституцию, изменить свою политику в пользу жертв, преследовавшихся во время Второй мировой войны. В ответ на это два члена Комиссии по реституциям подали в отставку.

В заявлении муниципалитета Амстердама говорится, что теперь у него есть «моральное обязательство» вернуть картину. «Город выступает за справедливую и четкую политику реституции, возвращая как можно больше награбленных произведений искусства законным владельцам или наследникам владельцев», – говорится в заявлении.