Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух)

Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух) (1937—2009) — русский художник, иконописец, теоретик искусства, поэт и публицист поколения нонконформистов-шестидесятников, основоположник магического символизма.

А. Г. Смирнов родился 23 июля 1937 года в Москве. Отец — профессор графики Глеб Борисович Смирнов. Два старших поколения семьи по линии отца принадлежали к непоминающей ветви катакомбной церкви. Мать — художница Любовь Федоровна Смирнова, сестра генерала Ф. Ф. Абрамова (младшего). Дед — Борис Васильевич Смирнов, художник-передвижник. В 1950—1956 годы А. Смирнов учился в средней Художественной Школе при Академии Художеств. С 1957 по 1962 год изучал графику в Московском Художественном Институте им. Сурикова в мастерской профессора Евгения Кибрика. Поддерживал тесные отношения с заведующим кафедрой, художником и педагогом, Александром Соловьёвым, написал о нём воспоминания под названием «Заговор недорезанных». Своей настоящей школой А. Г. Смирнов считал русскую иконопись.

В середине 1970-х годов А. Г. Смирнов оставил изобразительное искусство и сосредоточился на литературной деятельности: создал несколько драм, роман, циклы стихов и др. В СССР А. Г. Смирнов не печатался. С 1990-х годов работы А. Г. Смирнова публикуются в России, Израиле, Франции.

Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух). Равноденствие после взрыва атомной бомбы

Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух). Равноденствие после взрыва атомной бомбы

Холст, масло. 52*72 см. 1961 год
Купить
Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух). Комната моей смерти

Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух). Комната моей смерти

Холст, масло. 75*66 см. 1961 год
Купить
Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух). Апокалипсис

Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух). Апокалипсис

Холст, масло. 53*73 см. 1960 год
Купить
Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух). Без названия

Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух). Без названия

Холст, масло. 50*40 см
Купить
Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух). Без названия

Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух). Без названия

Холст, масло. 50*40 см
Купить
Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух). Кентавры

Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух). Кентавры

Холст, масло. 60*50 см. 1961 год
Купить
Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух). Без названия

Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух). Без названия

Холст, масло. 113*60 см
Купить
Алексей Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух). Без названия

Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух). Без названия

Холст, масло. 100*90 см
Купить
Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух). Триптих

Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух). Триптих

Холст, масло. 80*65 см. 1964 год.
Купить
Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух). Суздаль

Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух). Суздаль

Холст, масло, 95*60 см
Купить
Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух). Автопортрет

Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух). Автопортрет

Холст, масло, 100*60 см
Купить
Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух)

Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух). Без названия

Графика. Размер 30х40 см
Купить
Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух)

Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух). Ночь № 87

Графика. Размер 30х40см
Купить
Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух)

Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух). Без названия

Графика. Размер 30х40см
Купить
Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух)

Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух). Возлюбленная кентавра

Графика. Размер 30х40см
Купить
Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух)

Алексей Глебович Смирнов (Фон Раух). Абстракция

Холст, масло. Размер 92х110 см
Купить

Выставки

1959 Выставка молодых художников в Москве
1961 Выставка молодых художников в Москве
1966 «СМОГИСТЫ» — участвовал в вечере поэтов «Смогисты» в Москве. Сопоты и Позы (Польша)
1968 Персональная выставка в галерее Роуднице и в музее Остров-над-Охри (ЧССР)
1969 Выставка «Новая московская школа» галерея «Пананти», Флоренция
1969 Выставка «Новая московская школа» галерея"Интериор", Франкфурт и Штутрарт
1969 Премия Dibuix Хуана Миро, Барселона
1969 Выставка «L oeil ecoute», Авиньон
1970 Выставка «Новые течения в Москве», городской музей Лугано
1970 Персональная выставка «А. Смирнов и русские авангардисты из Москвы», Цюрих, галерея «Fourmiere» (1970-71 Alexey Smirnov and the Russian Avant-garde from Moscow, Kunst Galerie Fourmiere, Villa Egli-Keller, Zurich, Switzerland)
1971 Премия Dibuix Хуана Миро, Барселона (отмечен)
1972 Персональная выставка вместе с Куком, Штутгарт, галерея «Am Iakobsbrunnen»
1973 Персональная выставка "А. Смирнов и символические магические художники из Москвы ", Турин, галерея L Approdo
1974 Progressive Stromungen In Moskau «1957-1970», музей Бохома 1974

Магический символизм

«Магический символизм или, точнее, мистицизм магических символов — это единственная сознательная духовная реальность. Все современные тенденции европейского искусства от футуризма до кубизма, от фовизма, натурализма, сюрреализма до конкретного и объективного искусства быстро сменились или даже истощились в последние десятилетия. Только лишь магический символизм может удовлетворить русскую душу. Мы прямые наследники Греции, Византийского и крымско-скифского искусства. Наши мифы ещё реальны и не покрылись коркой современной цивилизации. В нашем видении мира мы все — скифы. Как все скифы иногда украшали колчан или щит магическими знаками, так же мы „татуируем“ себя знаками нашей магии. Речь идет о психофизическом действии, которое не имеет связи с чистой гибкой мыслью. … Посредством магического символизма мы ищем не „нового“, а возвращаемся в нерациональную славянскую магию знака…

Эпигоны западных тенденций (Эрнст Неизвестный и его группа) представляют собой жалкие круги, расширяющиеся на русской равнине после падения инородного тела. Но и их чужие формы пронизаны крымско-скифскими и византийскими символами.

Магия символов всемогуща. Даже Пушкин был символистом, но самым великим и последним был А. Блок. В характере русского народа возносить любую русскую конкретность на уровень символов. Мы все являемся магами, которые укладывают символы нашей смерти». (Алексей Смирнов апрель 1973 г.)

«Какой-нибудь московский наблюдатель нового авангарда мог бы спросить „Что такого особого в магическом символизме?“ Между тем, наименование было определено А. Смирновым, основоположником этого течения, различные связи которого он проиллюстрировал в своих размышлениях; его мнения основываются как на произведениях своих товарищей Кука, Полевого и учеников Семенова, Палкина и других, а также, частично, на произведениях близких еврейских художников Гробмана и Стайн. Многие показатели символизма мы находим и вне круга Смирнова, в работах многих одиночек, к которым относятся гениальный Д. Плавинский и чистые Харитонов и Калинин, если не говорить о художниках из Лианозово. Но стоит быть осторожными и не слишком расширять границы этого течения. Обязанная действовать только посредством косвенных полемик, большая часть неофициального в России фигуративного искусства является тенденциозной, и, будучи самой собой, подражая или нет, неся различные содержания, сильно ставит на символическую функцию.

Магический символизм, однако, со своим постоянным напряжением между традиционным и актуальным миром, 1) основывает своё запрограммированное заявление на системе традиционных архетипов, как византийско-восточных, так и еврейско-вавилонских; 2) произведение представляется посредством микрорисунков ориентального характера, которые вносят некоторую долю в общий объём универсальных законов; 3) выдуманный символ испускает „лучи“ абсолюта, и это сообщение переводится на язык этики и религии». (Арсен Погрибный. Каталог выставки. Галерея L’Approdo в Турине. Апрель 1973 г.)